Наше тело устроено так, что движения обеих его сторон должны быть согласованными. Это необходимо для множества повседневных задач: застегивания пуговиц, завязывания шнурков, езды на велосипеде или игры в мяч.
Принято считать, что координация работы двух сторон тела (билатеральная координация) обеспечивается связью между левым и правым полушариями мозга через мозолистое тело. Однако эта структура окончательно созревает только к 16–18 годам, тогда как дети начинают активно использовать обе руки и ноги задолго до этого.
Так как же их мозг справляется с этой задачей?
Роль вестибулярной системы в координации
У человека есть два набора вестибулярных органов — один слева, другой справа. Они работают как навигационная система, помогая мозгу отслеживать положение тела в пространстве и планировать движения. Именно благодаря им мы можем точно рассчитывать шаги, сохранять равновесие и синхронизировать движения двух сторон тела.
Кроме того, вестибулярная система влияет не только на координацию, но и на развитие речи. Чтобы произнести слово или фразу, мозгу необходимо точно скоординировать работу множества мышц — губ, языка, голосовых связок. Поэтому у детей с вестибулярными нарушениями часто встречаются трудности с речью.
Как проявляются сложности с моторным планированием?
Один из ярких примеров — прохождение через вращающиеся двери.
Для взрослого это действие кажется автоматическим, но маленькому ребенку бывает трудно точно рассчитать момент, когда нужно войти в движущийся проем, а когда сделать шаг вперед. В таких ситуациях дети часто запинаются, теряются или ждут, пока кто-то пройдет перед ними. Это не проблема быстроты движений, а именно сложность предварительного планирования действий.
Подобные трудности могут проявляться и в других ситуациях:
ребенок не успевает поймать мяч на лету;
не может координировать движения рук и ног при лазании по турнику;
испытывает затруднения с ритмическими упражнениями (например, хлопки в ладоши в такт музыке).
Как помочь ребенку?
Развитие вестибулярной системы и моторного планирования требует разнообразных движений. Полезны игры, включающие прыжки, вращения, балансировку, метание и ловлю предметов. Спонтанная активность, например катание на качелях, бег по пересеченной местности, лазание по лестницам и скалодромам, гораздо важнее, чем просто выполнение упражнений по заданию.
Заботясь о развитии вестибулярной системы ребенка, мы не только помогаем ему лучше двигаться, но и создаем фундамент для успешного обучения, концентрации внимания и речи.